Мой первый материал был опубликован в газете «ИЗВЕСТИЯ» 24 декабря 1994 года и назывался «Машины получат все?» Вполне в «известинском» стиле: хороший «инсайд» (чуть раньше это называлось «журналист меняет профессию») толковые реплики героев и главное, что отличало материалы нового проекта «ИЗВЕСТИЯ-Экспертиза» от всего остального – хорошая аналитика и четкий алгоритм действий, доступный любому читателю, разумеется, если этот самый читатель захочет встать с дивана и повоевать за свои права.
Зима 1994 года
Осенью 1994 года наша «команда» была мобилизована и призвана «раскручивать» новый (для редакции и для читателей) правозащитный проект «ИЗВЕСТИЯ-Экспертиза». Изумлённым читателям сразу сообщаю:
- да, в 90-е годы прошлого века была возможность запустить в центральной прессе крупный правозащитный проект и (как показала жизнь) найти для него хорошее финансирование;
- нет, я не был основателем известинской «Экспертизы» - я был нанятым «раскрутчиком» проекта (и не один я…)
Усилия наши увенчались успехом – в ноябре 1995 года мы подписали с лидерами рекламного рынка столицы (шесть известных компаний) «картельный» договор о продаже всей рекламной площади «Экспертизы» на весь будущий 1996 год и были за это… мгновенно уволены отцом-основателем проекта, вице-президентом и коммерческим директором ОАО «Редакция газеты «ИЗВЕСТИЯ» Эдуардом Гонзалезом (тем самым, который в 1997 году продаст газету нефтяному магнату Вагиту Алекперову…) с такой «путевкой в жизнь»: «ИЗВЕСТИЯ» не продаются!»
Что тут скажешь: деньги потеряны, но добрые отношения остались, мы пожали плечами и уже в марте 1996 года запустили проект «Клуб потребителей» в газете «Комсомольская правда» и (насколько я помню…) с третьего-четвертого выпуска (т.е. через два месяца) вышли на прибыли нового проекта! О прекрасные девяностые годы XX-го века, как же легко тогда было работать с инвесторами…
Осень 1998 года
Второй мой «приход» в редакцию «ИЗВЕСТИЙ» совпал с завершением «трудовой деятельности» двух замечательных людей: бравого пьяницы Василия Захарько в должности Главного редактора и «эффективного менеджера» Геннадия Молчанова в должности Генерального директора. Результат работы такого «тандема»: космическое падение тиражей, отток рекламодателей, пустые, темные кабинеты сотрудников и разваливающееся (реально!) здание на Тверской. Понятно, что всё крупное растащили еще до них – только на ремонт сантехники в здании редакции «великий журналист» Игорь Голембиовский как-то потребовал (и получил!) у инвестора 1 000 000 (Один миллион!) долларов (докризисных, до августа 1998 года…) Кризис взорвал редакцию, казалось выеденный изнутри труп «ИЗВЕСТИЙ» реанимировать невозможно, и всё-таки нам это удалось!
До сих пор не забуду совершенно апокалиптическую картину: гигантский трехкомнатный кабинет с приемной и «комнатой отдыха» на четвертом этаже с видом на Тверскую, в кабинете один-единственный стол (от редакции), кресло (в счет рекламы по «бартеру») и компьютер DELL (подарок хороших друзей), а в окне – красные блики совершенно валтасаровского «обратного отсчета» дней, оставшихся (нет, не до банкротства «ИЗВЕСТИЙ») до «миллениума» - работают знаменитые цифровые часы рекламной фирмы «Тринити неон», размещенные на крыше того дома, напротив «ИЗВЕСТИЙ», где магазин «Наташа». Именно тогда и началась сдача помещений редакции сторонним фирмам, которая (вполне логично) закончилась нынешним полным переездом персонала редакции – конечно, конечно, журналисты, они ведь денег не приносят…
Именно тогда в 1998-м газета упустила свой шанс стать полноцветным проектом: мы выпустили 4 «пилотных» цветных номера газеты «ИЗВЕСТИЯ по пятницам», которые, кстати, сразу же окупились – рекламодатель был готов финансировать даже пилотные, но именно цветные «ИЗВЕСТИЯ». И знаете, что случилось? Редколлегия «ИЗВЕСТИЙ» сняла свои подписи под новым проектом – мы выходили с одной подписью шеф-редактора, а «столпы» настоящей журналистики нам любезно пояснили, что цвет – это «желтизна», а «желтыми» «ИЗВЕСТИЯ» быть не могут! Так, черно-белым, унылым говном, газета и оставалась до начала «нулевых» лет…
Наше досье:
А-арам-зам-зам, А-арам-зам-зам…
За свои слова я готов ответить «днём и ночью»: в начале «нулевых» довелось мне трудиться в замечательном проекте – газете «Покупатель», «замечательном» тем, что платили нам крайне мало и крайне редко, поэтому редакционная молодежь активно искала возможности подработать своим острым пером в других редакциях. И вот – нежданное счастье, некая недавно открытая газета готова покупать у журналистов «сенсации» - по 200 долларов за каждый «жареный факт» (естественно, оплата после публикации). Идея проверить рекламные обещания работодателя лежала на поверхности – мы спешно соорудили 5 «сенсаций» и пятеро журналистов пошли в редакцию нового проекта (она размещалась напротив Политехнического музея в здании бывшего ЦК ВЛКСМ) продавать «жареные факты». Взяли всё, опубликовали два сюжета, не заплатили – никому!
Пришлось идти самому и объяснять низкорослому, суетливому, «кавказскому» человечку, назвавшемуся «главным редактором», что в городе Москве так поступать с журналистами не принято. В ответ госп. Арам Габриэлянов (а это был именно он!) заявил мне, что не нуждается в поучениях и сам знает «как делать газету»! Судя по тому, что в каждом общественном туалете города Москвы нынче можно вытереть задницу свежим номером газеты «Жизнь» - госп. Арам Габриэлянов газету «сделал»! Теперь вот – «делает» газету «ИЗВЕСТИЯ»…
Зима 2006 года
«Газпромовские» «ИЗВЕСТИЯ» надо было видеть… Мне повезло дважды – и увидел и поучаствовал в «пилении бабла». Именно той самой осенью 2006 года в сети Интернет появилось обращение главного редактора «ИЗВЕСТИЙ» Владимира Константиновича Мамонтова к журналистам с просьбой «помочь редакции в возрождении газеты». Не знаю, что там нужно было «возрождать» - к тому времени «ИЗВЕСТИЯ» уже вошли в холдинг «Газпром Медиа» и под управлением пришлых «эффективных менеджеров» работали по распилу денег как механизм швейцарских часов на российской лесопилке, если только у читателя хватит воображения это себе представить. Наверное, «Мамонту» просто стало скучно общаться с «эффективными менеджерами», которые еженедельно по пятницам в 16 часов крысиной пробежкой исчезали из редакции, чтобы попасть на «Невский экспресс» и провести выходные дома, с семьёй; и он захотел нанять пару-тройку столичных журналистов, чтобы в воскресенье (воскресенье в редакции – рабочий день) было с кем словом перекинуться - моя новая должность так и называлась «Обозреватель при группе Главного редактора»
В этой должности мне и повезло принять участие в праздновании «некруглого» 90-летнего юбилея газеты (праздничный концерт в Кремлёвском Дворце Съездов, присутствие «гаранта» - именно так коротко и ёмко «газпромовские» называли тогда Президента России Владимира Путина, дорогие подарки всем сотрудникам редакции и нынешним и ветеранам) и насладиться эффективностью критических публикаций: коротенький (5 строк) анонс «полного разоблачения» мошеннической рекламы на первой полосе «ИЗВЕСТИЙ» обошелся нерадивому бизнесмену потерей контрактов на 6 000 000 (шесть миллионов!) американских долларов и расторжением дилерского договора с известной мировой корпорацией… Можно сколько угодно упрекать газету в «прокремлёвской» политической ориентации, но путинские чиновники действительно читали «ИЗВЕСТИЯ», читали и живо реагировали на публикации.
Утверждения о том, что современные «ИЗВЕСТИЯ», якобы, глубоко убыточный проект не просто ложь, это ложь для того, чтобы под «сказочку» об убыточности «прикузьмить» влиятельный и высокодоходный медийный бизнес, не «засветив» его реальных доходов. Не сомневаюсь, что бухгалтерские документы ОАО «Редакция газеты «ИЗВЕСТИЯ» демонстрируют всему миру глубочайший «минус», но дело в том, что все настоящие финансовые потоки в «ИЗВЕСТИЯХ» шли только наличными и только через доверенных людей «газового» холдинга и уходили высоко «наверх» - газете с этих денег ничего не перепадало! Один только пример – вся ежемесячная заработная плата всего персонала редакции (500 человек) обеспечивалась доходами от наружной рекламы на здании редакции, расположенном (как известно!) в центре Москвы. Добавим к этому – «белые» деньги от продажи рекламных площадей на газетных полосах, добавим «черные» деньги от той же рекламы, которая шла на «специальных полосах» под видом журналистских материалов, добавим заведомо «черные» деньги за «черно-белый» PR и получим такую прибыль, которая покроет все расходы на выпуск газеты, содержание здания, а еще (на хлеб намазать!) останется арендная плата – три этажа были сданы арендаторам по 800 долларов за квадратный метр!), такая прибыли все расходы покроет и еще денежки останутся на премии «топ-менеджерам».
|